+7(908)18-333-66
С.Петербург: +7 (812) 615-80-72
Москва: +7 (499) 322-09-12
sale@tapatulkin.ru

Капризы и упрямство детей
   Оказывается, все детки капризничают. Просто кто-то совсем мало, а кто-то постоянно. Виной не всегда может стать неправильное воспитание. Каждый ребёнок в своей жизни проходи определённые этапы, называемые в психологии кризисы. 
   Кризисы бывают в возрасте 1года, 3 лет, 7 лет, 13 лет, так как в эти жизненные периоды происходит активный скачок в развитии ребёнка. Кто- то с этими кризисами справляется легко, кто-то совсем их не замечает, а кому то приходится с ними бороться.
   Ребёнок в этот период жизни самоутверждается, развивается как личность. Они меняют мировосприятие, отношение к окружающим и самому себе. Не надо пугаться наступления возрастного кризиса, нужно правильно на него реагировать, маме и папе важно знать, как поступить, чтоб сохранить индивидуальность ребёнка и тёплые с ним отношения.
    Кризис 1года.
   В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен. Кризис первого года знаменует переход от периода младенца к раннему детству Симптомами этого кризиса, является всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций Аффективные реакции у ребенка возникают, обычно в тех случаях, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, чего хочет ребенок. Поскольку к этому времени ребенок активно ползает, есть или даже овладевает ходьбой, то круг достижимых для него предметов резко увеличивается. Вместе с тем не все желания ребенка можно выполнять, поскольку они могут причинить вред самому ребенку или окружающим. Сильные аффективные реакции возникают на запреты со стороны взрослых и могут проявляться в крике, падении на пол. В период кризиса взрослые должны установить новые отношения с ребенком, предоставить ему  определенную самостоятельность, проявить терпение и выдержку, что может смягчить симптомы и течение кризиса, помочь ребенку по избавиться от острых эмоциональных реакций.
   Кризис 3 лет.
   Этот кризис один из самых серьёзных и является большим испытанием для родителей. В психологии его называют  «семизвездием кризиса 3-х лет». Это: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест, обесценивание и деспотизм (или ревность).Протекать может очень бурно, что родители порой находятся на грани нервного срыва.
Самая популярная фраза в этом возрасте «Я сам!» Суть кризиса 3-х лет:
-Ребёнок бунтует против тех норм воспитания, которые сложились, считая что он «вырос из них». 
-Стремление к самостоятельности
-Изменения в социальных отношениях ребёнка с окружающими людьми
-Происходят изменения аффективно-волевой сферы
-Изменяется отношение ребёнка к себе и людям
-Ребёнок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми
-Перестраивается социальная позиция ребёнка к авторитету матери и отца.
-Ребёнок хочет проявлять свою личность. Многие поступки мотивируются не мгновенным желанием, а связаны с проявлением личности ребёнка. 
-С одной стороны ребёнок хочет признания своей самостоятельности и независимости, а с другой – к такой форме поведения он ещё не готов.
Что же делать при кризисе 3-х лет? Совет очень прост и в тоже время сложен: «Предоставьте ребёнку самостоятельность. Пусть посильные для него дела он делает сам!» 
Пример: Допустим вам нужно одеваться и выходить утром в детский сад. Постарайтесь этот процесс начать на 10 минут раньше срока. В процессе одевания ребёнок говорит «Я сам!» и начинает пытаться одеваться самостоятельно. Тогда можно смело сказать: «Хорошо, одевайся». В конце вы сможете даже помочь, но он это делает сам! Вы не мешаете ребёнку одеваться самостоятельно. Конфликта нет. Упрямству незачем появляться у ребёнка.
Если ребёнок начал капризничать, отвлеките его.
 Поощряйте инициативу и самостоятельность малыша. Если ребёнок пытается начать делать то, что ему пока не под силу, помогите ему. Научившись выполнять что-то в сотрудничестве со взрослым, вскоре ребёнок это сможет делать самостоятельно. 
Пересматривайте свои требования к ребёнку. Возможно, некоторые уже неактуальны.
Не акцентируйте внимание на капризах и истериках ребёнка. Во время истерики не стоит удовлетворять требование ребёнка (иначе такое поведение ребёнок будет демонстрировать всё чаще и по меньшим поводам). Если начать ругать ребёнка во время подобной истерики, то это только усугубит кризис. Поэтому в такие моменты постарайтесь переключить внимание ребёнка на что-то другое и не замечайте его истерик. Просто продолжайте выполнять свои дела. Не видя вашей ответной реакции, ребёнок быстро успокоится.
Помните, что во время истерик бесполезно что-либо объяснять ребёнку. Дождитесь окончания.
   Кризис 7лет.
   Это период рождения социального «Я» ребенка. У детей этого возраста появляется отчетливое  стремление занять новое, более взрослое положение в жизни. Из малышей они становятся школьниками. И это не просто условная смена обстановки. На первоклассника сваливается множество новых обязанностей, отношение взрослых к нему меняется. И сам он начинает действовать и размышлять как взрослый человек. Меняется  роль ребенка, а также меняется основная  деятельность – вместо игровой основной деятельностью для него становится учебная. Меняются авторитетные фигуры: если раньше родитель был для ребенка самой авторитетной фигурой, то теперь появляется еще и учитель, мнение которого подчас даже важнее, чем мнение родителей.
   Советы родителям:
Главный совет – будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха – доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям. 
Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости.
Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи (чтение сказок, стихов, беседы).
Поощряйте общение со сверстниками.
Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения; есть специальные игры и упражнения).
Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими).
Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской), какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе).
Реально оцените возможности ребенка. При среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, ослабленности, не стоит записывать малыша в спец. класс с повышенной нагрузкой; параллельно со школой водить в секции (повремените полгода).
   Кризис 13 лет.
   Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле. Его ещё называют подростковым кризисом. Он характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Этот кризис очень серьезный, ведь именно в этот период ребенок становится по-настоящему взрослым, самостоятельным человеком со своими взглядами на мир, увлечениями и личной жизнью.
 
Как вести себя родителям
Не смотря на возможную вспыльчивость подростка, попытайтесь принять его таким и поддержать. Сейчас он очень нуждается в этом. 
Откажитесь от тотального контроля Вашего ребенка. Это может лишь испортить отношения с ним.
Будьте терпимее к своему взрослеющему чаду, общайтесь с ним на равных, будьте ему больше другом, чем родителем, чтобы он не боялся обсуждать с Вами свои проблемы.
Не стоит давить на ребенка чрезмерной опекой. Он взрослеет и вправе сам принимать решения. И он вероятнее прислушается к Вашему мнению, если Вы будете не приказывать или осуждать, а советовать в ненавязчивой форме.
Помогите Вашему ребенку выбрать свой путь в жизни, даже если он не соответствует Вашим ожиданиям и планам.
Помните, что он имеет право на собственный выбор жизненного пути, Вы лишь можете мягко направлять его и помогать при необходимости.
В этот наиболее сложный период в развитии личности, ребенок особенно нуждается в помощи и понимании родителей. Он хочет быть взрослым и ему нужно дать право на это. Но в то же время, важно помочь ему сформировать адекватную самооценку, ответственность и самостоятельность.
Любите своих детей! Помогайте, уважайте их как личность. Помните, что когда то и вы были детьми и у вас тоже были родители!