+7(908)18-333-66
С.Петербург: +7 (812) 615-80-72
Москва: +7 (499) 322-09-12
sale@tapatulkin.ru

Баба - Яга и детские нервозы или "детские страхи"
Наверное, каждый родитель в своей жизни столкнулся с детскими страхами своих детей. Наиболее распространенные  это страхи сказочных и мифических героев. Из них, например всем знакомый Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч. Откуда берутся эти страхи и почему они так беспокоят детей в возрасте 3-4 лет? Давайте разберёмся в этом вопросе.
 
Эти персонажи вымышленные, когда то люди очень верили  в нечистую силу. Вообще-то, Баба Яга — это персонаж славянской мифологии и сказок. Это плод человеческой фантазии. Люди всегда верили в  существование нечистой силы. Она была воплощением природы. Баба - яга была прообразом по женской линии, она тесно связана с природой. Она чародейка, которая наделена магической силой. По своим качествам — это отрицательный персонаж, она — ведьма.
Кощей, восточнославянской мифологии: богатый злой чародей, способный к различным перевоплощениям, скрывающий тайну своего бессмертия. Кощей  в русских народных сказках: мифическое существо в образе старика, обладателя сокровищ. Он отрицательный персонаж, злой, коварный, мстительный, бессердечный старик.
Верят в существование этих  персонажей дети в возрасте от 3 до 4 лет. Так как детское воображение достигло той стадии, когда можно представить себя на месте героев сказок, вообразить опасности. Воображение ребёнка развивается так бурно, что порой он уже сам верит в то, что придумал или вообразил. Из-за этого возникают сильные страхи, переживания, которые могут усугубиться из-за неправильного подхода взрослого.
Дети боятся по-разному. Наиболее чувствительные и эмоциональные очень впечатлительные детки страдают от своего воображения, так как их сознание рисует такие картинки, что им самим становиться очень страшно. Страхи начинают одолевать ребенка, и может, выльется в детский невроз. Родители таких особо впечатлительных детей обязаны быть терпеливыми, спокойными. Нельзя смеяться над ним, не спорьте с малышом. А вместе найдите выход и поборите детский страх. Так как страхи имеют способность накапливаться и тем самым приносить ещё больший вред здоровью ребёнку. Найдите хорошего психолога, который поможет вам справиться с этой ситуацией.
Свою роль в формировании детских страхов может сыграть как излишняя строгость воспитания с недостатком теплоты и ласки, так и использование сказочных злодеев в роли карателей ребенка за дурное поведение. Родителям необходимо следить за тем, что говорится деткам, особенно в порыве гнева и раздражения. Помните, что ребёнок впитывает в себя всё сказанное и сделанное вами. Считается, что дети с повышенным уровнем тревожности рождаются у родителей, для которых они не были желанными, или у очень занятых родителей.
Есть дети без страхов вообще. Но это не является положительным моментом Так как бесстрашие есть проявление эмоциональной бедности, скудности чувств и холодности. Такие дети не только не боятся сами, но и не переживают за других. А это уже безразличие и некая чёрствость, холодность. 
Считается, что такая категория детей живёт в семьях алкоголиков - неблагополучных семьях. Там где живёт  реальное чудовище, детей уже ничего не пугает. Для таких детей привычна ситуация «опасности».
Лучшее средство профилактики детских страхов - взаимопонимание родителей и детей. А это возможно только в том случае, если родители понимают причины происходящих в детях возрастных перемен и в соответствии с ними меняют свое отношение к детским проблемам.
Может возникнуть вопрос: «Может детям вообще не стоит показывать сказки с отрицательными и страшными героями?» Но не стоит забывать, что знакомясь со сказкой, ребёнок учится понимать окружающий мир, где есть добро и  зло, опасность и угроза. Ребёнок учится взаимодействовать  и разбираться в окружающей обстановке, людях. Он понимает, что есть обман, коварство, зло, но и также добро, дружба, преданность. 
Страхи сказочных героев должны проходить к 5 годам. Родителям надо быть внимательными и проследить, не остались ли эти страхи у ребёнка 6-7 лет. Если ребёнок до сих пор боится Кощея или Бабы Яги, стоит задуматься о своей роли в семье и о своём поведении. 
Есть такое предположение, что больше всего такие страхи задерживаются у детей воспитывающихся дома и не посещающих дошкольное заведение или центры развития. То есть у детей ограниченных или лишённых общения со сверстниками. А так же в неполных семьях, где отсутствует отец, особенно если в семье растёт мальчик.  Особенно сильная тревожность возникает у детей, выросших в атмосфере недоверия, эмоциональной холодности и отчуждения между окружающими. Например, такая ситуация складывается перед разводом, когда родители только формально вместе, а эмоционально они друг другу чужие. Или в неполной семье, где ребенка воспитывают мать и бабушка, которые до сих пор выясняют отношения друг с другом.
 
Антону 4 года . Своего отца он не знает, а дедушка умер еще до его рождения. Воспитанием мальчика занимается в основном бабушка, так как мать работает на двух работах, чтобы обеспечить семью. Бабушка - женщина еще не старая и очень бодрая: всего год, как вышла на пенсию. Как только ее дочь появляется дома, она с порога начинает поучать ее. По ее мнению, дочь все в жизни делает не так, ничего не умеет и ни на что не способна. И если бы не она, мать, то дочь никогда в жизни не смогла бы правильно вырастить внука. В ответ мать говорит, что бабушка своими поучениями деда раньше времени в гроб загнала и ее уморит вместе с ребенком. 
 
Антон все это слышит с детства. Мать он любит и жалеет, хотя не считает для себя авторитетом. А бабушку беспрекословно слушается и боится. Хотя, конечно, об этом не говорит. А еще он боится темноты. Боится Бабу Ягу. Боится опоздать. Еще Антон боится, что мама или бабушка заболеют и умрут. Он боится переходить дорогу. Боится разбить чашку. Его нельзя оставить дома одного, так как он боится, что придут "плохие люди" и заберут его. Однажды, когда Антон болел, бабушке пришлось пойти в соседнюю аптеку, оставив его одного на полчаса. Вернувшись, она с трудом нашла внука в шкафу: он закопался в одежду и едва дышал от страха. А все потому, что кто-то позвонил по телефону, пока бабушки не было. Так конфликт между самыми родными людьми довел Антона до тяжелого невроза.
 
 
 
Ещё один случай, Страх порождает и неприятное событие, происшедшее с ребенком. Например, ребенок, который упал с качелей, может бояться качаться на них всю оставшуюся жизнь. А ребенок, попавший в автокатастрофу, постарается избегать езды на машинах и автобусах.
 
Четырёхлетняя Наташа - живой и веселый ребенок, но с некоторых пор она наотрез отказывается ходить в детский сад и закатывает истерики, когда мама уходит на работу. Если мама идет по делам, Наташа требует, чтобы она взяла ее с собой. Оказывается, однажды мама застряла в дорожной пробке по пути с работы и приехала на два часа позже. Всех детей за это время "разобрали по домам", и Наташа осталась в пустой комнате с нервничающей молоденькой воспитательницей, которая сидела как на иголках и каждые пять минут задавала "риторический" вопрос: "Ну что же случилось с твоей мамой, почему ее до сих пор нет? Что я с тобой буду делать, если она не приедет?" В результате к приезду матери девочка находилась в состоянии шока. С тех пор она стала бояться, что с матерью что-нибудь может случиться и она останется одна, никому не нужная.
Ещё, что необходимо знать родителям, что они сами могут «помочь» ребёнку заболеть страхом. Рассказывая деткам сказки на ночь, нужно очень осторожно относится к сюжету вашей сказки, чтоб не травмировать психику ребёнка. Так что лучше не читать детям на ночь страшных сказок, а для особо впечатлительных детей подбирать сказки, наименее травмирующие их психику, в которых нет жутких персонажей.
Вот пример такого страха:
Молодые родители четырёхлетней Анны отдыхали с дочерью в небольшом поселке. Они плавали в озере, гуляли в лесу и наслаждались отпуском. Девочка, конечно, боялась темноты, но рядом с родителями спокойно засыпала. Перед сном папа рассказывал Анне сказки, которые сам придумывал. Девочке они очень нравились. Однажды вечером родители собрались в местный клуб. Они дождались, пока девочка уснула, и ушли. Дом, где они жили, стоял на полуострове, так что им пришлось минут двадцать идти по огибающей его дороге. И все это время стоявший на высоком берегу дом был у них перед глазами.
Вдруг они увидели, что в окнах их комнаты загорелся свет и кто-то там мечется. Естественно, родители помчались обратно. Они застали Анну в ужасе и в слезах. Оказывается, в этот вечер папа придумал ей сказку... про скелет коровы. В сказке корова, которую съел в лесу волк, ходит и ищет своего теленочка. Анна задремала, но проснулась, когда родители стукнули дверью, уходя из дому. Ей показалось, что это стукнули кости скелета коровы. Девочка открыла глаза. В сумраке в раскачивающихся на ветру деревьях  за окном, ей привиделся скелет коровы, а в вой ветра явственно различалось довольно-таки угрожающее протяжное мычание. Арина испугалась, что корова заберет ее вместо теленочка. Она включила свет и стала искать, чем бы закрыть большие окна, чтобы скелет не мог к ней забраться. К счастью, в это время вернулись родители. Пришлось отцу-сказочнику побегать перед домом с хворостиной, изображая, как он прогоняет коровий скелет. С тех пор он хорошенько продумывает сюжеты своих вечерних сказок для дочери.
Как правило, страхи приходят и уходят с возрастом, не усиливаясь и не задерживаясь, если взрослые, рядом с которыми живет ребенок, уверены в себе, а в семье изо дня в день спокойная и стабильная обстановка. Ребенок, ощущающий любовь взрослых, слышащий похвалы в свой адрес и уверенный в том, что получит поддержку в нужный момент, быстро "перерастает" свои страхи.
Родители , помните, ребенку очень важно иметь возможность свободно выражать свои чувства. И если такая возможность у него есть, страхи приходят и уходят в соответствии с особенностями возраста. Если же ее нет, ребенок "обрастает" страхами, как днище корабля ракушками, и в какой-то момент тяжесть "ракушек" начинает со страшной силой тянуть ко дну, не дает ему выплыть. И здесь нужна наша "скорая помощь". Если ее не окажется рядом, личность ребенка может "искривиться", даже приостановиться в развитии. 
Любите, понимайте и берегите своих детей!